Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский Трамвай. КТМ-1+КТП-1 (1950-1975). Списаны


Вагоны КТМ 1 впервые появились в Алма-Ате в пятидесятых годах. Однако, обновление подвижного состава шло медленно и вплоть до середины шестидесятых на линии эксплуатировали вагоны даже серии Х и прицепные к ним серии М. КТМ 1 поставлялись небольшими партиями, но ежегодно и в итоге трамвайный парк рос постоянно.

Вагоны КТМ 1 и КТП 1 оказались не только более современные, чем трамваи серии Х, но и качество сборки было отменное. Дело в том, что остовы КТМ 1 изготавливались из очень толстого швеллера, способного выдержать очень высокие нагрузки. Поздние модели вагонов: КТМ 2, РВЗ изготавливались уже из гнутого профиля, что значительно влияло на качество вагонов. Но из-за этого трамваи намного жестче.

Маленькие вагончики колесили по пока еще небольшой Алма-Ате из-за малой вместимости только сцепками, однако в часы пик даже этого порой было мало. Ежедневно, дважды в день вагоны подвергались налетам огромных количеств пассажиров. Особенно много пассажиров было на маршруте №1, ходившем в 12 микрорайон, вагоновожатые называли этот маршрут "золотым дном" - не было ни минуты, чтобы не было пассажира.

КТМ 1 были очень неприхотливы в ремонте. Прицепные вагоны не подвергались капитальному ремонту более пяти лет, моторные также работали почти без поломок. В те времена трамвайное депо было самым богатым предприятиям города, поскольку пассажиропотоки были очень велики, а вагоны почти не требовали ремонта. Зачастую деньги трамвайного депо использовал и троллейбус и АТТУ.

КТМ 1 были неубиваемы. Способ сварки кузова из швеллеров делал вагоны очень крепкими. Трамваи не боялись ни перегрузок, ни некачественных путей, ни столкновений с посторонним транспортом - в таких случаях на вагоне оставалась лишь царапина, а автомобиль часто не подлежал восстановлению.

Нумерация вагонов была следующей: от 1 до 99 - моторные вагоны, далее выше 100 - прицепные. Однако, по некоторым данным, нумерацию от 1 до 100 имели также еще работавшие тогда вагоны серии Х. Окраска трамваев первое время была различной: КТМ 1 красили в зеленый, синий цвета, однако позже пришла директива красить вагоны в соответствии со стандартом. С тех пор КТМ 1 были красными.

Таким образом, вагоны КТМ 1 проявили себя как очень надежные и неприхотливые вагончики, на их плечи лег самый подъем трамвайного хозяйства, который они с успехом выдержали.

В конце шестидесятых-начале семидесятых 10 вагонов КТМ 1 было передано Карагандинскому ТТУ, которые еще долго эксплуатировались на линиях Караганды.
 

Авторы Константин Гладышев, Амир Нургалиев, Максим Гольбрайхт, Ааре Оландер, Михаил Уткин. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Hosted by uCoz