Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский Трамвай. Спецвагоны

Служебный подвижной состав существовал с самого начала существования трамвайной сети. Самым первым служебным вагоном был трамвай серии Х. Выезжал он только при сильных авариях или поломках.

В советское время в нашем городе существовал отдельный цех занимавшийся разработкой специальных вагонов. Этим цехом были выпущены поливомоечные, снегоочистительные, рельсосмазочные вагоны, трамваи-платформы, трамваи-краны. Велись разработки вагона-ледокола, лабораторий КС. Материал о данных разработках находится в процессе создания.

На настоящий момент на балансе 4 специальных вагона, в списанном, но не разобранном состоянии 2 вагона. Вагон РВЗ 6М2 имеет долгую историю, судя по внешнему виду это вагон РВЗ 6, а не РВЗ 6М и М2. Таблички в салоне не сохранилось, но вагон в 1999-2000 году был отреставрирован, установлены новые окна и форточки, установлена новая обшивка, вагон перекрашен. В салоне спецвагона находятся баки с песком и перегородка.
Осенью 2003 из-за старости вагона РСВ оборудование (баки с песком) перенесли на вагон №1053. Таким образом, вагон РСВ более не является пескосыпательным, а 1053 приписан из линейных в служебные. Сейчас вагон находится в депо, в троллейбусном цеху. В будущем вагон будет отреставрирован, как музейный экспонат.

Вагон №1053 использовался на линиях города с момента его прибытия в город из Хемница, в общей сложности проработал 16 месяцев (март 2002-июль 2003), после чего прошел перекраску (из палевого с красными бортами в ярко-желтый), после чего в его салоне над задней тележкой были установлены два бака с песком для посыпания путей в осенний период. В салоне сиденья не демонтировали, лишь заменили их от Татры КТ4. Далее, уже в октябре на раму под кабиной наварили Г-образную стойку с системой блоков. На эту установку должен быть навешен совок для сброса снега с путей, подъем и опускание которого должно было осуществляться с помощью железных тросов, однако, уже завершенная конструкция оказалась невозможной для эксплуатации - при изготовлении не рассчитали вынос кабины вагона и трамвай-снегоочиститель зацепился совком за первый столб на повороте.

Далее два идентичных снегоочистителя СО-1 и СО-2 марки ГС 4. Созданы они на базе КТМ 2 на заводе в Санкт-Петербурге (тогда еще Ленинград), и в Алмату прибыли уже переоборудованные. Фактически, от КТМ 2 осталась только сама кабина, да и та сильно укорочена. Оба находятся в рабочем состоянии и активно эксплуатируются зимой. Оборудованы совками для уборки снега с рельсов. Щеток впереди нет. В 1998 году снегоочистителей ГС 4 в Алма-Ате было 4.

Активно используется как тягач, снегоочиститель и лаборатория контактной сети вагон ВСО-1, иначе вихревой снегоочиститель на базе КТМ 5. Несмотря на внешнюю схожесть с вагоном Воронежского производства ВТК 21, этот спецвагон создавался в Алма-Ате. В салоне установлен ротационный вентилятор, засавыющий воздух с левого борта и воздушный канал, направляющий засасываемый воздух на пути. В 2000 году на крышу вагона установили вышку для осмотра контактной сети, однако по назначению она не используется.
Мощности воздушной струи этого вагона хватает, чтобы отбросить метра на полтора кусок льда, сантиметров 15-20 в диаметре. Правда, вагон издает при работе довольно сильный гул. На задней площадке спецвагона установлено специальное оборудование.

Большинство спецвагонов создавало депо само для себя. Для этого при ремонтных мастерских несколько человек работали именно над созданием спецвагонов. Были созданы поливомоечные, рельсосмазочные трамваи, вагоны-платформы, лаборатория КС, рельсосварочный вагон. Большинство вагонов было создано на базе РВЗ. Особенно удобны были платформы: некоторое время они использовались практически без остановки для доставки грузов в Аксайское депо и завод Электромаш. На настоящий момент осталась лишь платформа-рельсосварщик ПГСВ с краном. На настоящий момент этот вагон списан и постепенно разукомплектовывается.

Служебные вагоны редко можно встретить на улицах города, однако именно при помощи них производится поддержание линий в хорошем состоянии.
 

Делятся на

- снегоочистительные

- поливомоечные

- платформы

- учебные

Снегоочистительная техника активно используется лишь зимой, летом ее можно увидеть только в депо. Раньше парк снегочистов был гораздо больше, сейчас часть работы по удалению снега с путей перешла на автотехнику. Поливомоечные трамваи и платформы созданы Алматинским КБ. Вагоны уникальны, однако, не сохранились.

Фото спецвагонов

 

Авторы Константин Гладышев, Амир Нургалиев, Максим Гольбрайхт, Ааре Оландер, Михаил Уткин. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Hosted by uCoz