Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский Трамвай. Tatra KT4D

Эра чешских вагонов началась в Алма-Ате совсем недавно. В Москве, к примеру, первые чешские Татры 2 прибыли в далеком 1959 году (тогда в нашем городе курсировали КТМ 1). Татры КТ 4 прибыли в Алматы в июне 1999 года, окончательно выпущены на линию в сентябре 1999 года.

Весной 1999 были списаны последние КТМ 5 (РВЗ уже передвигаться не могли), ближе к лету несколько бригад со специальным оборудованием занялись сменой и ремонтом путей. Во многих местах были уложены новые рельсы, выправлены и подварены многие перегоны. Таким образом, пути были отчасти подготовлены к выпуску новых вагонов на линии.

Бригады работали все лето. Правда, было принято решение о прекращении работы 10-й однопутной линии и Аксайского депо. Город также ждал новых трамваев, ходило множество слухов и сведений о новых вагонах.

Пассажирам вагоны казались очень непривычными: сочлененный, "как в Икарусе" кузов, огромный салон (не в сравнение с салоном РВЗ), очень твердыми сидушками, выполненными из армированного пластика. Трамваи обладали рядом преимуществ, перед ранее эксплуатировавшимися РВЗ и КТМ: очень большой салон, большое количество дверей, более высокая скорость, очень крепкой была рама. Качество сборки также налицо: за четыре года эксплуатации Татр КТ 4 на линии остовы у вагонов крепкие, окна не лопаются и панели отделки не скрипят, чем страдали все КТМ 5.

Техническая часть также была более совершеннее, чем в РВЗ и КТМ. Тележки КТ 4 имели меньше недостатков и более качественный электродинамический тормоз, в вагоне отсутствовала пневматика, сочлененный кузов позволял проезжать даже те повороты, где не разъезжались два КТМ 5 (КТ 4 уже вагона КТМ 5 на 30см). Очень удобный и емкий салон, и крепкая рама дополняли все прелести вагона.

Алматинские вагоны КТ 4 были выпущены заводом "ЧКД Прага" в 1979 году, использовались на линиях Берлина. В среднем, возраст вагонов 23 года - обуславливается разбросом годов выпуска трамваев. Так, например вагоны 1047 и 1048 с 1975 года использовались на линиях Лейпцига, позже переданы в Берлин, и с 1999 года работают в Алмате. Это самые старые машины. Самые молодые, 1046 и другие выпущены в 1986 году.

Трамваи имеют контакторную систему управления, которую уже не устанавливали на КТ 4 c 1981 году, заменив ее ТИСУ. Ширина - 2200мм, такую же ширину имеют и Т4. Тележки вагона поворотные, в Алма-Ате используются родные Татровские с новыми колесными парами на 1524мм. Кузов выполнен из оцинкованного железа, сочленение имеет одну степень свободы (может двигаться только вправо-влево), в Алматинских условиях трамваи еще ни разу не разбирали на две части. Промежуток между секциями закрыт прорезиненной тканью, в салоне выполнен из двух толстых листов резины, собранных наподобии складки.

Поворот не только тележек вагона, но и сочленения вцелом на кривых происходит благодаря наличию тяг, идущих от тележек к сочленению кузова.

Одним из минусов вагона является отсутствие мощной системы отопления. Вагоны КТ 4D выпускались для Западной Европы, в т.ч. для Берлина, соответственно, система отопления при мягких зимах там практически не нужна. В нашем климате салон зимой очень сильно промерзает, в особо сильные морозы замерзает смазка дверей, иногда промерзает подвагонное оборудование. Особенно сильно это сказывается на водителях и кондукторах вагонов - приходится работать закутавшись в несколько кофт. Немного лучше водителю - в кабине у него персональный калорифер. Страдают и Татры 3 этой проблемой, но в салоне у бывших Карл-Маркс-Штадских машин небольшой салон, который хоть как-то прогревается и мягкие сидушки. Весной 2003 года с двух машин Т3, находящихся в резерве депо сняли обитые тканью сиденья и переставили на КТ 4 №1048, чтобы хоть как-то утеплить салон. Осенью 2003 с переведенного в служебный вагона Т3 №1053 также сняли мягкие сиденья и переставили на вагон КТ 4 №1009.

Но в летний период КТ 4 наоборот лучше Т3. В салоне четыре люка, большие окна с широкими форточками создают хорошую вентиляцию, что очень немаловажно в нашем климате.

У КТ 4, очень крепкий остов. Несмотря на неважное состояние путей и нередкая эксплуатация в тяжелых условиях, с "ползунами" вагоны продолжают сохранять крепость, притом, что вагонам КТМ приходилось систематически проваривать раму. К сожалению, в наличии трамвайного депо практически нет запчастей на вагоны и по прибытии в депо два самых худших вагона были разобраны на запчасти, и такая тенденция продолжается.

Единственным слабым местом у этих вагонов являются полупантографы и пантографы, но это уже издержки эксплуатации на подвеске низкого качества. Токоприемники довольно часто ломаются, цепляются за пересечки и выступы КС. В связи тем, что некоторые "родные" полупантографы после поломки восстановить было невозможно, первые два года в депо ставили пантографы от вагонов КТМ, но теперь и эти пантографы закончились и на вагоны устанавливают модифицированные полупантографы, идеально подходящие под местные условия.

Конструкция представляет собой обычный полупантограф, только вместо верхней рамы (части, которая выше колена полупантографа) и головки с алюминеевой вставкой закреплен дуговой токоприемник. Дуга несколько модифицирована, она стала шире. Крепление к основанию шарнирное. Нижняя рама осталась без изменений. Вагон с таким бугельографом выехал впервые 23.06.03.

Преимущества конструкции в стоимости. Даже, если водитель сломает токоприемник, то пострадает в первую очередь закрепленный бугель, стоимость которого мизер. Кроме того, такая конструкция дaет более-менее надежный токосъем.

Вагоны имеют довольно яркую рекламную окраску. Наиболее распространена на вагонах реклама чая "Липтон", компании "Маслодел", моющих средств "Барф". Весной 2003 два вагона полностью покрыли рекламой "Миринда". Хочется сказать, что трамвайный транспорт занимает первое место по количеству разнообразной размещенной на бортах рекламы.

В январе-феврале 2004 года на Татры установили уже опробованную на троллейбусах систему голосового автоматического объявления остановок, работающую на основе GPS. Сейчас она работает практически на всех вагонах города и весьма успешно выполняет возложенные на нее функции. При установке, правда, не обошлось без доработок, система оказалась довольно капризна. Первый вагон, оснащенный такой установкой был 1011, на нем же ее испытывали.
Как и в троллейбусах, штатная громкоговорительная система трамвая для нужд системы оповещения остановок не использовалась, вместо этого со стороны дверей в вагонах КТ 4 установили по всей длине салона четыре-пять наружных динамиков черного цвета.

Однако, на сегодняшний день наблюдается постепенная тенденция к списанию этих вагонов. Большинство вагонов КТ4 уже списаны и разобраны на запчасти. Это связано с тем, что трамваи уже не новые и практически отсутствуют запчасти к ним.

 

Длина вагона 18110 мм
Ширина 2200 мм
Масса 20300 кг
Мест сид/всего 38/133
Мощность 4 двигателя по 45кВт
Макс. скорость 60 км/ч
Электрооборудование РКСУ, мотор-генератор


 
Номер Год выпуска Заводской № Берлин. номер Состояние, реклама Дата прибытия Дата списания
1001 - 1040 1978 166613 219 038-5 "Еге-Пен" - "Грацио" - "Липтон" 07.1999 02.2005
1002 1978 166614 219 039-3 "Барф" 07.1999 11.2004
1003 1978 166619 219 044-0 "Липтон" 07.1999 03.2003
1004 - 1040 - 1003 1978 166660 219 073-8 "Липтон" - КГП "Алматыэлектротранс" - "АхмадЧай" 07.1999 05.2008
1005 1978 167605 219 085-0 "Липтон" 07.1999 10.2003
1006 1978 167614 219 094-7 "Маслодел" 07.1999 04.2003 сгорел
1007 1978 167613 219 093-0 "Липтон" - "Алматы Алтын Аланы" 07.1999 01.2005
1008 1978 167610 219 090-6 "Бинго" 07.1999 01.2002
1009 1978 167616 219 096-3 "Маслодел" - "Липтон" 07.1999 конец 2006
1010 - 1025 1979 167675 219 151-3 "Баттелр Спорт" "Маестро" 07.1999 10.2004
1011 1981 169817 219 161-8 МакКофе - "КитКат" - "Контрада" - "Бета Чай" - "Пепси" 07.1999 2007
1012 1979 167662 219 138-6 "Маслодел" 07.1999 10.2004
1013 1978 166596 219 021-5 "Нассим" - "Грацио" 07.1999 06.2004
1014 1981 169820 219 164-2 "Маслодел" 07.1999 04.2006
1015 1981 169848 219 192-3 "Тетлей" - "Липтон" 07.1999 11.2005
1016 1978 166612 219 037-7 "БАРФ" - "Липтон" 07.1999 02.2005
1017 - 1035 - 1057 1978 166632 219 057-8 "Kogi" - "Чемпион" - 07.1999 06.2008
1018 - 1029 - 1014 1978 166631 219 056-1 "КГП Алматыэлектротранс" - "Коктобе" 07.1999 работает
1019 - 1015 1978 167608 219 088-3 КГП Алматыэлектротранс - "Липтон" - 07.1999 02.2005
1020 1981 169840 219 184-3 "Магги" - "Алматы Алтын Аланы" 07.1999 03.2005
1021 1978 166638 219 063-3   07. 1999 04. 2003
1022 - 1034 - 1024 - 1003 - 1024 1978 166663 219 076-2 "МакКофе" - "КитКат" - "Контрада" - "Чепион" 07.1999 действует
1023 - 1054 - 1014 1978 166618 219 043-2 "КLM" - учебный - 07.1999 ??
1024 1978 166658 219 071-3 "Адем" - "Маслодел" 07.1999 09.2004
1025 1978 167615 219 095-5   07.1999 06.2000 сгорел
1026 - 1040 1981 169830 219 174-7 ТЦ "Алматы Алтын Аланы" 07.1999 02.2005
1027 1979 167664 219 140-0   07.1999 10.2004
1028 - 1038 1981 169851 219 195-6 "Липтон" 07.1999 03.2005
1029 1981 169829 219 173-0 "Маслодел" 07.1999 11.2004
1030 - 1056 1978 166666 219 079-5 "Липтон" - "Коктобе" 07.1999 рабочий
1031 - 1001 1978 166609 219 034-4 "Экспресс К" - "Банк ЦентрКредит" - "Алматинский Чай" - "Инди" - "Колдрекс" 07.1999  2009
1032 1978 167604 219 084-2 "Банк ЦентрКредит" - "Миринда" 07.1999 сгорел 23.09.05
1033 1981 169852 219 196-4   07.1999 04.2002
1034 1978 166655 219 068-2 "Маслодел" 07.1999 02.2004
1035 1981 169850 219 194-8 "Липтон" 07.1999 11.2004
1036 1981 169821 219 165-0 "Магги" 07.1999 10.2004
1037 1981 169837 219 181-0 "Маслодел" 07.1999 02.2006
1038 1981 169824 219 168-3 "Магги" - "Маслодел" 07.1999 01.2003
1039 - 1009 1986 175839 219 479-0 "Липтон" - "ЦентрКредит" - "Твикс" - "Кронос" 06.2000 работает
1040 1985 174975 219 400-1 "Маслодел" 06.2000 01.2003
1041 - 1011 1986 175835 219 475-8 "Академия спорта" 06.2000 2010
1042 - 1002 1985 174914 219 397-4 "Маслодел" - "Пепси" - "Колдрекс" 06.2000 рабочий
1043 1985 174974 219 399-0 "Банк ЦентрКредит" -  "Липтон" 06.2000 04.2006 сгорел
1044 1986 175836 219 476-6 "Липтон" - 06.2000 09.2007
1045 1985 174977 219 402-6 "Здоровый образ жизни" - "Адем" - "Маслодел" - "Пепси" 06.2000 09.2007
1046 - 1005 1986 175840 219 480-5 "Маслодел" - "Пепси" - "Колдрекс" 06.2000 ??
1047 1984 164433 219 317-0 "Маслодел" - "Бэйс" 06.2000 07.2006
1048 1984 164436 219 316-2 "Казпочта" - "Миринда" - "Липтон" 06.2000 07.2006
03 - 1049 1978 169827 219 171-4 Реклама трамвайных курсов 07.1999 11.2004
--   169823 219 167-5 - 07.1999 07.1999 списан по прибытии на запчасти
Примечание: полужирным выделены существующие по сей день (не утилизированные, т.е. распиленные на металлолом) трамвайные вагоны. Более подробную информацию по датам списания вагонов вы можете найти в фотогалерее.

 

Авторы Константин Гладышев, Амир Нургалиев, Максим Гольбрайхт, Ааре Оландер, Михаил Уткин. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Hosted by uCoz