Аксайское трамвайное депо было построено в 1990 году. В этом
же году в городе было пиковое количество вагонов: 198 штук,
не считая десятка служебных. В 1989 году проложили пути на
перегоне Толе би -
Маргулана. Трамваи там не ходили, а пути
использовались для отстоя трамваев ночью. К 1990 году
Центральное депо не справлялось с таким количеством вагонов,
прежде всего не хватало мест для ночного отстоя вагонов. К
примеру, в том же 1989 году был уложен тупик на перекрестке
улиц Толе-би - Розыбакиева, ведущий к зданию электросетей.
На этом тупике на ночь оставляли тогда еще совсем новые
вагоны КТМ 5. Также сказывалась острая нужда в моечном
комплексе.
Компромиссное решение было найдено - постройка депо в мкр.
Аксай. И место тоже было выбрано не случайно: вдоль всей
улицы Маречека и дальше аж до улицы Софии Ковалевской
напрямую проходит тектонический разлом. Вдоль разлома нет ни
одного жилого дома.
Кроме того, в двадцати метрах от будущего депо находится
водозаборная станция. Оттуда в депо были проведены трубы и
чистая, не хлорированная вода подавалась в депо для
устройства моечного комплекса.
Депо строилось с расчетом стать еще одним узловым центром,
ведь планировалась закольцовка линий 4 и 6, продление
трамвая на запад.
Депо имело около десятка спецдистанций для отстоя вагонов
ночью. В западном углу был построен моечный комплекс. В нем
же размещалась дополнительная подстанция и местное
управление. Имелась "яма" для ремонта и обслуживания
вагонов.
Вагоны четырех, самых протяженных маршрутов разворачивались
в депо. В этом же депо стояли все служебные и специальные
вагоны.
Ежедневно здесь трамваи проходили мойку, разворачивались и
выходили на линию. В Аксайское депо также привозили вагоны,
подлежащие списанию.
Но, в девяностые года пассажиропоток колоссально упал, линии
становились нерентабельными и их приходилось закрывать. На
распил в Аксайское депо отправлялось все больше трамвайных
вагонов, в основном это были РВЗ 6. Но настал день, когда и
Аксайское депо стало ненужным. В 1998 году в Аксай ходили
только 4 и 10 маршруты, причем техника была самая что ни на
есть битая. Все больше вагонов находили свое вечное
пристанище в Аксайском депо.
В 1999 году, перед закупкой бывших немецких Татр КТ 4 почти
все КТМ 5 и РВЗ 6 были списаны и отогнаны в Аксайское
трамвайное депо. Если раньше трамваи быстро
разукомплектовывались механиками, то сейчас они просто не
справлялись с таким количеством вагонов. В итоге, к сентябрю
1999 Аксайское депо было переполнено. Тогда на помощь пришли
КаМАЗы. Они просто опрокидывали набок вагоны с тупиков,
освобождая место для вновь прибывших вагонов. Поскольку
обшивка трамваев РВЗ 6 алюминиевая, а сами вагоны напичканы
медью депо охраняли вооруженные охранники. По ночам спускали
собак, и это все ради металлолома.
В настоящий момент депо не функционирует. В 1999 году его за
ненадобностью отдали арендаторам. Цеха депо используются для
ремонта прицепов дальнобойщиков, мойка разукомплектована, а
от былого количества металлолома не осталось и следа. Осенью
были разукомплектованы последние вагоны РВЗ 6.
Летом 2002 года на территорию депо, предположительно из цеха
ремонта троллейбусов, что расположен на территории
трамвайного депо загнали около тридцати списанных
троллейбусов ЗиУ 9 и постепенно их распиливают на части.
Дальнейшая судьба Аксайского депо неизвестна. Вряд ли
когда-нибудь его продадут, но и использоваться по назначению
оно будет нескоро. С учетом растущего с каждым полугодием
количества подвижного состава вполне вероятно, что лет через
двадцать депо будет работать по своему прямому назначению.
Однако, до того момента, когда в депо появятся трамваи еще
очень долго. |