Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский Трамвай. КТМ 71-605 (1989-1999). Списаны


Сайт: http://ukvz.ru

Фотогалерея

Алма-Ата до 1989 года не имела других вагонов, кроме РВЗ. Неизвестно, чем это обусловлено, но с 1975 года в город поставляли только РВЗ (даже спецвагоны разрабатывало АТТУ сугубо для себя), притом что в Ташкенте уже в то время использовали Т3, многие города использовали вагоны ЛМ и ЛВС Ленинградского производства, УКВЗ давно выпускал вагоны КТМ 5.

Эксплуатация КТМ 5 в городе началась с казуса. Первые 10 КТМ 5 привезли в город не в 1989, как в официальных источниках, а в 1971 году. Это были самые первые вагоны КТМ 5М, с измененным электрооборудованием и полностью пластиковым кузовом. И, буквально через 3 месяца, после начала эксплуатации два вагона сгорели прямо на линии. Виной всему - несовершенство нового электрооборудования. После этого ЧП в Алма-Ату приезжал главный инженер УКВЗ, и было решено запретить эксплуатацию этих вагонов. Однако, УКВЗ оставшиеся восемь вагонов не забрал, а министерство отправило их подальше от столицы Казахстана - в Усть-Каменогорск. После этого случая Алма-Ата еще два года не закупала КТМ, однако несовершенство конструкции РВЗ вынудило перейти на более простые в обслуживании и новые КТМ.

Но в 1988 году выпуск легендарных RVR прекратили и в город в 1989 году пришла первая партия вагонов КТМ 5М3.
 

Салон КТМ-5


КТМ 5 имел необычные, непривычные формы. Борта были выполнены из гофрированного железа, кабина из пластика, а двери вместо "гармошки", как на РВЗ 6 были откатные. Передняя и средняя двери отъезжали назад, а задняя вперед. Впрочем, задняя дверь никогда не открывалась, а ступеньки, ведущие к выходу на задней площадке практически всегда были завалены различными запчастями. Трамвай был необычайно прост в эксплуатации. Вместимость была больше, чем у РВЗ. В салоне был стоп-кран, несколько аварийных выходов.

Новенькие красные вагончики стали с успехом эксплуатироваться по всем маршрутам. 4, тогда еще пригородный (ныне маршрут четверки уже городской) маршрут, расположенный на обособленном полотне полностью оснастили КТМами. На этом маршруте необходима была скорость, поэтому многие КТМы и пустили работать на четверку. Нередко можно было видеть и сцепки КТМ 5.

К девяносто третьему году парк насчитывал около семидесяти КТМ 5. КТМ 5 уже курсировали на всех маршрутах, постепенно сменяя отслужившие срок РВЗ 6. Лишь на десятую линию пускали только РВЗ, и, в основном, самые старые. Ближе к девяносто седьмому году, когда протяженность линий сократилась в два раза (!) на линии остались практически одни КТМ 5.

Однако, к величайшему сожалению трамвайщиков, вагон оказался очень ненадежным. Слабый остов, сборка 1989-1991 годов (поверьте, не самая лучшая), отсутствие финансирования, а следовательно и должного ухода за вагонами в девяностые года буквально превратили вагоны в металлолом. В итоге из-за вышеописанных причин КТМ 5 не смогли отъездить на линиях даже своего гарантийного срока в двенадцать лет. "Виной всему - говорят опытные работники трамвайного депо - некачественная сборка вагонов, которая велась абы как в перестроечные времена и слабый каркас. Вагоны начали ломаться после года работы на линиях, что при нормальном качестве не должно быть. РВЗ ведь не ломались. Пожалуй, только постоянная перекраска спасала вагоны от полного сгнивания". Хочется дополнить, что по мнению специалистов трамвайных депо городов, использующих КТМ 5 с 1970х годов, самыми неудачными и некачественными были вагоны 1989-1991 годов выпуска. Почти каждый вагон шел с браком.

Все КТМ 5, кроме одного были списаны весной 1999 года. Останки списанных вагонов находились на территории бывшего трамвайного депо "Аксай", которое ныне закрыто.

До 1999 года доездили 22 штуки из 70 -  1004 (1048), 1008, 1009 (1049), 1010 (1088), 1012, 1015, 1018 (1044), 1023 (1046), 1031, 1032, 1040, 1043, 1045, 1069, 1077, 1079, 1080, 1088 (1128), 1105, 1159, 01, 02 (в скобках перебивки 1999 г.)

Один оставшийся КТМ 5 вихревой снегоочиститель. Несмотря на свой очень узкий профиль использования, вагон работает и тягачом и лабораторией КС. На крыше, сразу за пантографом установлена площадка для ремонтников КС. Ранее планировалось списать вагон, переставив воздуходувное оборудование на вагон №445, прибывший из Хемница, однако, пока это не осуществилось, более того ВСО-1 подремонтировали осенью 2003 года.

КТМы сыграли переходным звеном смены подвижного состава в девяностые года. Если бы не КТМ 5, то, возможно, трамвайного транспорта в Алматы не осталось бы, как это было в Караганде.
 

Список вагонов КТМ 5 по номерам (данные 1991 года)

Данные Ааре Оландера, Валентина Козлова, Максима Гольбрайхта

Модель № вагонов Количество Год выпуска
71-605 1003, 1004, 1006, 1007, 1008, 1009, 1010, 1011, 1012, 1013, 1015, 1017, 1018, 1020, 1025, 1026, 1027, 1028, 1030, 1033, 1035, 1036, 1039, 1040, 1043, 1045, 1047, 1050, 01, 02 30 09/1989
71-605 1001, 1002, 1022, 1023, 1031, 1032, 1034, 1037, 1038, 1041, 1052, 1061, 1062, 1066, 1067, 1069, 1071, 1074, 1075, 1076, 1077, 1078, 1079, 1080, 1081, 1082, 1083, 1087, ВСО-1, ВСО-2 1 1990 (поступали с июля по декабрь)
71-605А 1042, 1046, 1088, 1091, 1092, 1104, 1105, 1127, 1128, 1159 10 1991 (июль-август)

 

Номер Перебивки 1999 года Год выпуска Заводской № Примечания Дата списания
01   09/1989     1999
02   09/1989     1999
1001   1990      
1002   1990      
1003   09/1989     1997
1004 1048 09/1989   СМЕ 1004+1010 1999
1006   09/1989      
1007   09/1989      
1008   09/1989     1999
1009 1049 09/1989     1999
1010 1088 09/1989     1999
1011   09/1989      
1012   09/1989     1999
1013   09/1989      
1015   09/1989     1999
1017   09/1989      
1018 1044 09/1989     1999
1020   09/1989     1997
1022   1990      
1023 1046 1990     1999
1025   09/1989      
1026   09/1989     1997
1027   09/1989      
1028   09/1989      
1030   09/1989     1997
1031   1990   СМЕ 1031+1032 1999
1032   1990   СМЕ 1031+1032 1999
1033   09/1989      
1034   1990      
1035   09/1989      
1036   09/1989      
1037   1990     1998
1038   1990      
1039   09/1989      
1040   09/1989     1999
1041   1990      
1042   1991     1997
1043   09/1989     1999
1045   09/1989     1999
1046   1991     1999
1047   09/1989      
1050   09/1989     1989
1052   1990     1997
1061   1990      
1062   1990     1997
1066   1990      
1067   1990     1997
1069   1990     1999
1071   1990     1997
1074   1990      
1075   1990      
1076   1990   СМЕ 1077+1076  
1077   1990   СМЕ 1077+1076 1999
1078   1990   СМЕ 1078+1079  
1079   1990   СМЕ 1078+1079 1999
1080   1990   СМЕ 1080+1081 1999
1081   1990   СМЕ 1080+1081  
1082   1990     1997
1083   1990      
1087   1990      
1088 1128 1991 928   1999
1091   1991      
1092   1991      
1104   1991      
1105   1991     1999
1127   1991      
1128   1991      
1159   1991     1999
ВСО-1   1990      
ВСО-2   1990     1997

Авторы Константин Гладышев, Амир Нургалиев, Максим Гольбрайхт, Ааре Оландер, Михаил Уткин. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Hosted by uCoz