Вагоны КТМ 1 впервые появились в Алма-Ате в
пятидесятых годах. Однако, обновление подвижного состава шло
медленно и вплоть до середины шестидесятых на линии эксплуатировали
вагоны даже серии Х и прицепные к ним серии М. КТМ 1 поставлялись
небольшими партиями, но ежегодно и в итоге трамвайный парк рос
постоянно.
Вагоны КТМ 1 и КТП 1 оказались не только более современные, чем
трамваи серии Х, но и качество сборки было отменное. Дело в том, что
остовы КТМ 1 изготавливались из очень толстого швеллера, способного
выдержать очень высокие нагрузки. Поздние модели вагонов: КТМ 2, РВЗ
изготавливались уже из гнутого профиля, что значительно влияло на
качество вагонов. Но из-за этого трамваи намного жестче.
Маленькие вагончики колесили по пока еще небольшой Алма-Ате из-за
малой вместимости только сцепками, однако в часы пик даже этого
порой было мало. Ежедневно, дважды в день вагоны подвергались
налетам огромных количеств пассажиров. Особенно много пассажиров
было на маршруте №1, ходившем в 12 микрорайон, вагоновожатые
называли этот маршрут "золотым дном" - не было ни минуты, чтобы не
было пассажира.
КТМ 1 были очень неприхотливы в ремонте. Прицепные вагоны не
подвергались капитальному ремонту более пяти лет, моторные также
работали почти без поломок. В те времена трамвайное депо было самым
богатым предприятиям города, поскольку пассажиропотоки были очень
велики, а вагоны почти не требовали ремонта. Зачастую деньги
трамвайного депо использовал и троллейбус и АТТУ.
КТМ 1 были неубиваемы. Способ сварки кузова из швеллеров делал
вагоны очень крепкими. Трамваи не боялись ни перегрузок, ни
некачественных путей, ни столкновений с посторонним транспортом - в
таких случаях на вагоне оставалась лишь царапина, а автомобиль часто
не подлежал восстановлению.
Нумерация вагонов была следующей: от 1 до 99 - моторные вагоны,
далее выше 100 - прицепные. Однако, по некоторым данным, нумерацию
от 1 до 100 имели также еще работавшие тогда вагоны серии Х. Окраска
трамваев первое время была различной: КТМ 1 красили в зеленый, синий
цвета, однако позже пришла директива красить вагоны в соответствии
со стандартом. С тех пор КТМ 1 были красными.
Таким образом, вагоны КТМ 1 проявили себя как очень надежные и
неприхотливые вагончики, на их плечи лег самый подъем трамвайного
хозяйства, который они с успехом выдержали.
В конце шестидесятых-начале семидесятых 10 вагонов КТМ 1 было
передано Карагандинскому ТТУ, которые еще долго эксплуатировались на
линиях Караганды.
|