Анастасия МУРЗАЕВА
– Все заходим через
переднюю дверь. Через среднюю и заднюю
только выходим! – хриплым голосом кричала кондуктор трамвая
4-го маршрута. С 1 января в Алматы на так называемом
электротранспорте вводится новая электронная система оплаты за
проезд. Однако уже сегодня горожане оценили все плюсы и минусы
ноу-хау.
Отдавили ноги, оттянули руки, едва успеваешь выйти на нужной
остановке, ещё и неприятностей кучу наговорили. С каким уж тут
настроением приедешь на работу! Поездки в общественном транспорте не
доставляют алматинцам много удовольствия. Автобусы, трамваи и
троллейбусы постоянно переполнены, ходят не по расписанию. Водители
высаживают пассажиров посреди проезжей части. Замечаний в адрес
сотрудников автопарков не сосчитать. Всему виной, сетуют горожане,
гонка автобусников за доходом в собственный карман.
В надежде не опоздать пытаешься хоть как-нибудь втиснуться в
нутро переполненного трамвая. Теперь, увы, войти можно только через
переднюю дверь.
Сегодня утром в глазах пассажиров явно читалась растерянность.
«Проходите сюда, бросайте деньги туда/ И вот ваш чек!» Турникеты и
так называемые кассовые аппараты для полноценной работы электронной
оплаты платежей начали устанавливать ещё осенью. Сегодня же
новшество от южнокорейских техников, которые и разрабатывали проект
электронной оплаты проезда, оценили на деле и пассажиры, и
специалисты. Те и другие новой системой пока недовольны. Пока
горожанин, оказавшись один на один с чудом техники, соображал, какую
кнопку надо нажать, чтобы все-таки стать законным пассажиром, за ним
выстраивалась огромная очередь. В итоге большинство трамваев сильно
отстали от расписания. А перевозчики то и дело получали от своих
водителей информацию о сбоях в системе. Но несмотря на это от новой
системы отказываться никто не собирается. «Пока хорошего я не
вижу! – cетует заместитель начальника КГП «АлматыЭлектроТранс»
Жумабай Терликбаев. – Иногда электронная система даёт сбои.
Например, не подключается, или чеки не выбиваются. Но с 1 января мы
все равно однозначно переходим на эту систему».
Пассажирам в общественном транспорте всегда есть о чём поспорить
и поговорить. На повестку дня сегодняшнего вынесли один вопрос:
поможет ли нововведение простым горожанам ездить комфортно,
недорого, а, главное, безопасно. Среди простых обывателей мнения
пока расходятся. А вот алматинских чиновников южнокорейская компания
ЕВ убедила: мол, эта разработка поможет не только повысить культуру
обслуживания населения и сократить количество нарушений ПДД, но и
заметно увеличить доходы в городскую казну. Водители и кондукторы
больше не смогут воровать, а значит, поступления в городскую копилку
увеличатся на 20-30 процентов, заверяют специалисты.
– Воруют же! – убежден Жумабай Терликбаев. –
Незаконным путём хотят своё добро получить и водители, и кондукторы.
Но с введением новой системы это будет пресечено полностью. Сто
процентов гарантию даю.
Новый чудо-аппарат, который не ворует, принимает к оплате монеты
и банкноты, выдаёт сдачу и печатает чек. Кроме того, оплатить проезд
можно будет с помощью специальных пластиковых карточек различного
номинала. Кстати, привычные всем проездные новаторы также предлагают
заменить льготными карточками с чипами. Купить их можно будет в
любом киоске на остановочных комплексах.
Стоимость проекта впечатляет: 50 миллионов долларов. Причем
компания ЕВ все расходы взяла на себя. С одним только условием. В
течение восьми лет, пока инвесторы будут работать в Алматы, 7% от
ожидаемых доходов перевозчики будут возвращать сами. А значит,
вполне возможно, что очень скоро ездить на общественном транспорте
будет не только комфортно (если систему все-таки наладят), но и
дорого.
25-12-07 |