Сложная ситуация сложилась в трамвайном парке
летом 2006 года. Докатывают свое на линиях последние Татры КТ4, срок
эксплуатации которых превысил 30 лет, не оправдала себя эксплуатация
экс-Шверинских двухвагонных систем Татра Т3, фактически на линии
работают только вагоны Т3 из Хемница - простые, надежные, но уже
довольно потрепанные немодернезированные машины.
Весной 2006 года трамвайному управлению удается вновь получить
кредит на покупку вагонов, опять б/у из Германии. Германия же, уже
больше пяти лет закупающая низкопольные многосочлененные вагоны уже
почти распродала свои парки старых вагонов - остались только
наиболее крупные восточногерманские города. Яркий пример таких
городов - Дрезден и Берлин, в Дрездене такими вагонами были Татры
Т4.
Татра Т4 - практически полная копия Татры Т3, единственное отличие -
ширина кузова. У Татры Т3 она равна 2500мм, у Татры Т4 - 2200мм,
разница в 30мм. Выпускались Т4 для городов со старой трамвайной
сетью, где широкие вагоны не могли работать по тем или иным причинам
- не вписывались в габариты, не разъезжались на кривых и пр.
Естественно, самым главным покупателем Т4 была Германия.
Модификация Татр Т4 для Германии именовалась как Татра Т4D -
отличалась измененным ускорителем и редуктором, понижающем
передаточное число для лучшей эксплуатации в горных условиях. Город
Дрезден закупал Татры с 1967 года.
В 1995 году вагоны 1975-1985 годов выпуска в Дрездене прошли
модернизацию - фактически от прежнего вагона осталась только рама.
На вагон установлена новая, тиристорно-импульсная система
управления, обновлен салон, кабина водителя получила кондиционер.
Таким образом, после модернизации получался практически новый вагон,
современный вагон.
Но с конца 90х Дрезден активно закупал низкопольники, Татры Т4D
уходили в списание и распродавались, львиная доля уходила в страны
бывшего Советского союза. И летом 2006 года первую партию из 10 штук
закупила и Алма-Ата. Стоит напомнить, что еще в 2004 году, при
закупке техники был выбор между Шверинскими вагонами Т3 и
Дрезденскими Т4, выбор был сделан в пользу Шверинских систем Татра
Т3. Однако, к 2006 году в Шверине уже не осталось техники на продажу
и вагоны закупили в Дрездене.
В принципе, необходимости в столь маленьких вагонов в Алматы нет,
наоборот, необходимы сочлененные трамваи или системы из трамваев,
какими были Шверинские вагоны. Но в связи со сложностью электронного
управления вагонами, отсутствия запчастей и квалифицированных кадров
по обслуживанию вагонов, почти все системы сейчас расцеплены и
работают в одновагонном варианте и с трудом справляются с
пассажиропотоками.
Поэтому, вагоны Татра Т4 - это не расширение, а обновление парка.
После выпуска этих вагонов на линии будут списаны оставшиеся вагоны
Татра КТ4, Татры Т3 первых партий.
Несмотря на все эти условные минусы, деньги были проплачены и в
августе 2006 партия из 10 вагонов прибыла в город. Разгрузка
проходила по стандартной схеме - вагоны приходили на СВХ в районе
Алма-Аты 1, далее на трале транспортировались в депо. В целом,
разгрузка прошла без особых проблем. Транспортировка осуществилась
примерно за неделю, 15 августа все вагоны были доставлены в город и
началась подготовка вагонов к выходу на линию.
Первая обкатка Т4 состоялась 31 августа 2006 года, вагон 114 получил
номер 1001, а 1 сентября он уже вышел на линию для работы с
пассажирами.
В целом, вагон оказался очень хорошим, мягкий ход, оригинальная
раскраска, кондиционируемая кабина, однако для пассажиров вагон
все-таки оказался слишком мал.
Трамваи Татра Т4 - надежная, современная техника, но для нормального
использования и комфорта пассажиров их нужно гораздо больше.
В июне 2008 года Алматы получил еще 10 вагонов Т4
из Лейпцига.
Фотогалерея
разгрузки вагонов в депо
Tatra T4DMS
Дрезденские вагоны пришли в город в
августе 2006 года, первый вагон вышел на линии 1 сентября.
Здесь вы можете ознакомиться с фотографиями 10 вагонов
первой партии.
Прежний номер |
Год выпуска |
Текущий алматинский номер
|
Текущее состояние |
Дата прибытия / списания
|
до 07.2006 г. №224 056, до
12.1992 г. T4D №222 363-5 |
1983 |
1028 -
1023- 1003
|
списан |
08.2006 / 03-2008 |
до 08.2006 №224 005-8,
до 12.1992 г. T4D №222 707-7
|
1977 |
1005 -
1018 |
линейный |
08.2006 / -- |
до 08.2006 г. №224 053-1, до 12.1992 г. T4D №222
619-7 |
1976 |
1036 |
списан |
08.2006 / 02.2007 |
до 08.2006 г. №224 049-2, до 03.1994 г. T4D №222
218-5 |
1972 |
1037 |
списан |
08.2006 / 04.2007 |
до 08.2006 г. №224 053-1, до 12.1993 г. T4D №222
349-1 |
1973 |
1003 -
1017
|
линейный |
08.2006 / -- |
до 07.2006 г. №224 054-8, до 12.1993 г. T4D №222
340-1 |
1973 |
1019 |
линейный |
08.2006 / -- |
до 08.2006 г. №224 056-4, до 12.1993 г. T4D №222
813-3 |
1978 |
1010 -
1020 |
списан |
08.2006 / 04.2007 |
до 07.2006 г. №224 057-2, до 12.1993
г. T4D №222 820-5 |
1978 |
1043 - 1029 - 1023 - 1029 -1015 |
линейный |
08.2006 / -- |
до 08.2006 г. №224 114 , до 1994 г. Tatra T4D
№222 839
|
1978 |
1001 -
1016 |
линейный |
08.2006 / -- |
до 07.2006 г. №224 118-8, до 12.1994
г. T4D №222 437-1 |
1974 |
1032 -
1022
|
линейный |
08.2006 / -- |
|
|