Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский трамвай. Аксайское депо
 


Аксайское трамвайное депо было построено в 1990 году. В этом же году в городе было пиковое количество вагонов: 198 штук, не считая десятка служебных. В 1989 году проложили пути на перегоне Толе би - Маргулана. Трамваи там не ходили, а пути использовались для отстоя трамваев ночью. К 1990 году Центральное депо не справлялось с таким количеством вагонов, прежде всего не хватало мест для ночного отстоя вагонов. К примеру, в том же 1989 году был уложен тупик на перекрестке улиц Толе-би - Розыбакиева, ведущий к зданию электросетей. На этом тупике на ночь оставляли тогда еще совсем новые вагоны КТМ 5. Также сказывалась острая нужда в моечном комплексе.

Компромиссное решение было найдено - постройка депо в мкр. Аксай. И место тоже было выбрано не случайно: вдоль всей улицы Маречека и дальше аж до улицы Софии Ковалевской напрямую проходит тектонический разлом. Вдоль разлома нет ни одного жилого дома.

Кроме того, в двадцати метрах от будущего депо находится водозаборная станция. Оттуда в депо были проведены трубы и чистая, не хлорированная вода подавалась в депо для устройства моечного комплекса.

Депо строилось с расчетом стать еще одним узловым центром, ведь планировалась закольцовка линий 4 и 6, продление трамвая на запад.

Депо имело около десятка спецдистанций для отстоя вагонов ночью. В западном углу был построен моечный комплекс. В нем же размещалась дополнительная подстанция и местное управление. Имелась "яма" для ремонта и обслуживания вагонов.

Вагоны четырех, самых протяженных маршрутов разворачивались в депо. В этом же депо стояли все служебные и специальные вагоны.

Ежедневно здесь трамваи проходили мойку, разворачивались и выходили на линию. В Аксайское депо также привозили вагоны, подлежащие списанию.

Но, в девяностые года пассажиропоток колоссально упал, линии становились нерентабельными и их приходилось закрывать. На распил в Аксайское депо отправлялось все больше трамвайных вагонов, в основном это были РВЗ 6. Но настал день, когда и Аксайское депо стало ненужным. В 1998 году в Аксай ходили только 4 и 10 маршруты, причем техника была самая что ни на есть битая. Все больше вагонов находили свое вечное пристанище в Аксайском депо.

В 1999 году, перед закупкой бывших немецких Татр КТ 4 почти все КТМ 5 и РВЗ 6 были списаны и отогнаны в Аксайское трамвайное депо. Если раньше трамваи быстро разукомплектовывались механиками, то сейчас они просто не справлялись с таким количеством вагонов. В итоге, к сентябрю 1999 Аксайское депо было переполнено. Тогда на помощь пришли КаМАЗы. Они просто опрокидывали набок вагоны с тупиков, освобождая место для вновь прибывших вагонов. Поскольку обшивка трамваев РВЗ 6 алюминиевая, а сами вагоны напичканы медью депо охраняли вооруженные охранники. По ночам спускали собак, и это все ради металлолома.

В настоящий момент депо не функционирует. В 1999 году его за ненадобностью отдали арендаторам. Цеха депо используются для ремонта прицепов дальнобойщиков, мойка разукомплектована, а от былого количества металлолома не осталось и следа. Осенью были разукомплектованы последние вагоны РВЗ 6.

Летом 2002 года на территорию депо, предположительно из цеха ремонта троллейбусов, что расположен на территории трамвайного депо загнали около тридцати списанных троллейбусов ЗиУ 9 и постепенно их распиливают на части.

Дальнейшая судьба Аксайского депо неизвестна. Вряд ли когда-нибудь его продадут, но и использоваться по назначению оно будет нескоро. С учетом растущего с каждым полугодием количества подвижного состава вполне вероятно, что лет через двадцать депо будет работать по своему прямому назначению. Однако, до того момента, когда в депо появятся трамваи еще очень долго.

 

 

Авторы Константин Гладышев, Амир Нургалиев, Максим Гольбрайхт, Ааре Оландер, Михаил Уткин. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Hosted by uCoz