Трамваи из города Шверин (поезда)
Весной, в конце марта 2004 года произошло долгожданное пополнение
подвижного состава. Летом 2003 года директор трамвайного управления
был в служебной командировке в городах Германии, продающих так
полюбившиеся городу Татры. Наиболее перспективными были города
Дрезден (Т4D) и Шверин (Т3D). Вагоны обоих городов были очень
хороши, правда отталкивала цена - стоимость вагона была равной 53
000$. К слову, КТ4 Алма-Ата покупала в 1999 году за 25000$ за
трамвай.
Однако, в январе 2004 года было окончательно решено приобрести
вагоны Т3D из Шверина, 12 систем. Дрезденские вагоны Т4 слишком малы
- они не только небольшие, но и узкие. Их ширина равна ширине КТ 4
(2200мм), при том, что ширина Т3 уже 2500мм. Немецкий город Шверин
полностью распродает подвижной состав Татр Т3 в пользу более
совершенных низкопольных многосочлененных вагонов. Большую часть
вагонов купил Даугавпилс (Латвия) несколько поездов работает в
Днепропетровске (Украина).
Трамваи разных годов выпуска, в среднем это 1979-1980 г/в, но все
прошли модернизацию в 1993 году. Таким образом, на вагоны
установлены цифровое табло - указатель маршрута, откидные двери (как
в междугородних автобусах), улучшенным освещением салона, мягкими
сиденьями. На трамваях установлена ТИСУ, изменены некоторые узлы
тележек.
Вагоны изначально приспособлены для работы в системе. В Шверине
трамваи эксплуатируются поездами по три: 1 моторный вагон с кабиной
водителя; 1 моторный вагон без кабины; 1 прицепной, безмоторный
вагон без кабины. В самом первом вагоне кабина водителя увеличена,
больше, чем в стандартных Т3, но во втором и третьем вагонах кабины
вовсе нет. В нашем городе работают поезда только из двух вагонов,
однако есть возможность использовать только головной вагон на линии.
Германия собиралась отправить нам еще 10 поездов (20 вагонов), но, к
сожалению, у АТТУ более не хватило финансовых средств на
приобретение трамваев. Эти 10 поездов готовятся к отправке в
Днепропетровск (Украина), где Шверинские трамваи уже используют.
Таким образом, на продажу в этом городе Германии остается 5 поездов.
Трамваи прибыли в город в ночь с 21 на 22 марта 2004 года. 24 марта
первый вагон был установлен на рельсы трамвайного депо. Разгрузка
продолжилась до первых дней апреля, после чего началась сложная и
длительная работа по расширению тележек, настройке электроники и
формирование поездов. Первый пробный запуск поезда состоялся 4 мая,
через месяц после прибытия вагонов. В обкатке участвовали вагоны
117+226. Вагоны прекрасно показали себя, однако, тербовалась еще
громадная работа по синхронизированию вагонов в поезде. В мае было
принято решение отправить на обучение специалистов депо в
Днепропетровск. В июне месяце они вернулись в город и многие
Шверинские вагоны вышли на линию, сначала как одиночные вагоны, а
затем уже с прицепными вагонами. Было принято верное решение
сцеплять вагоны не вразбос, а по Шверинским номерам.
Уже к июлю почти все вагоны были на линии. На запчасти был списан
только один вагон - прицепной 220. Специалистам удалось частично
разобратся с электроникой, однако, многие полезные устройства до сих
пор не работают, такие как, например, цифровой маршрутоуказатель и
информационное табло в салонах. Хотя мастера по этим устройствам в
городе есть во всех троллейбусных парках, и заводе
Электротранс-Сервис.
Летом 2004 года все использующиеся на линии поезда были перекрашены
с соблюдением Шверинской цветовой схемы (синий фальшборт и крыша,
белые борта и желтая полоса на уровне пола).
Вагоны были пронумерованы сначала в продолжении списка номеров,
однако, позже были перенумерованы в номера списанных Татр КТ4. Поезд
имеет один номер, то есть под одним номером работает как головной,
так и прицепной вагоны.
Вцелом, вагоны оказались очень удачными. Несмотря на сложность
электроники, и пассажирам и водителям (последним - не всем)
понравились поезда. Очень мягкий, плавный ход, уверенная скорость,
теплый салон. Кстати, система отопления трамваев тоже изменена -
из-за наличия ТИСУ возможность использования теплого воздуха от
ускорителя и тормозных реостатов невозможна, поэтому в салоне
установлены тепловые пушки-фены. Зимой в салонах будет очень тепло
также благодаря конструкции дверей и форточек. Двухвагонные поезда
легко справляются с напором пассажиров в час-пик и в случае аварий
на линии.
Однако, гладко было только в теории. Фактически, шверинские системы
в двухвагонной эксплуатации отслужили лишь около года. В 2005 и
начале 2006 году со вторыми вагонами начались проблемы. В первую
очередь выходили из строя двигатели, управляющая электроника,
тормоза. Сложная электроника позволяла сразу диагностировать
проблему, но для ее исправления требовалось много материальных
затрат. Постепенно вторые вагоны начали выводить из эксплуатации,
первым был состав 1026, одним из последних поезд 1008. Позже -
последние два поезда из двенадцати - 1022 и 1027.
Печальный опыт показал, что пока что депо не готово к эксплуатации
такой сложной техники, тем более при полном отсутствии запчастей и
квалифицированных слесарей и электронщиков. Сейчас вторые вагоны
сняты с тележек и постепенно будут разобраны на запчасти
Фотоотчет-статья отгрузки вагонов из г.Шверин, Германия (8 фото)
Фотоотчет-статья
разгрузки вагонов в Алма-Ате (70 фото)
Длина вагона |
14000 мм |
Ширина |
2500 мм |
Масса |
17000 кг |
Мест сид/всего |
29/90 |
Мощность |
4 двигателя по 43кВт |
Макс. скорость |
60 км/ч |
Электрооборудование |
ТИСУ, статический преобразователь |
Алматинский номер |
год постройки |
год модернизации |
номер после модернизации |
прицеп |
тип вагона |
1003 |
1977 |
1993 |
118 |
218 |
T3DC1 |
не исп. |
1977 |
1993 |
218 |
|
T3DC2 |
1005 |
1979 |
1994 |
125 |
225 |
T3DC1 |
1005 |
1979 |
1994 |
225 |
|
T3DC2 |
1006 |
1978 |
1993 |
122 |
222 |
T3DC1 |
1006 |
1978 |
1993 |
222 |
|
T3DC2 |
1008 |
1978 |
1993 |
119 |
219 |
T3DC1 |
1008 |
1978 |
1993 |
219 |
|
T3DC2 |
1010 |
1977 |
1993 |
117 |
217 |
T3DC1 |
1010 |
1977 |
1993 |
217 |
|
T3DC2 |
1021 |
1979 |
1994 |
124 |
224 |
T3DC1 |
1021 |
1979 |
1994 |
224 |
|
T3DC2 |
1022 |
1978 |
1993 |
121 |
221 |
T3DC1 |
1022 |
1978 |
1993 |
221 |
|
T3DC2 |
1025 |
1979 |
1994 |
127 |
227 |
T3DC1 |
1025 |
1979 |
1994 |
227 |
|
T3DС2 |
1026 |
1978 |
1994 |
123 |
223 |
T3DC1 |
1026 |
1978 |
1994 |
223 |
|
T3DC2 |
1027 |
1979 |
1994 |
126 |
226 |
T3DC1 |
1027 |
1979 |
1994 |
226 |
|
T3DС2 |
1028 |
1978 |
1993 |
120 |
220 |
T3DC1 |
1028 |
1978 |
1993 |
220 |
|
T3DC2 |
1033 |
1981 |
1994 |
142 |
242 |
T3DC1 |
1033 |
1981 |
1994 |
242 |
|
T3DC2 |
Примечание: вагоны, марки T3DC1 и имеющие номер вида 1хх -
моторные вагоны с кабиной; вагоны марки T3DC2, имеющие номер вида
2хх - активные прицепные вагоны без кабины.
Курсивом в списке выделены списанные вагоны
В связи с нехваткой запчастей, а также плохим техническим
состоянием некоторых вагонов, несколько трамваев Т3D были списаны по
прибытии или после некоторого времени эксплуатации на линии.
Работали как системы, зимой 2005-2006
гг. были расцеплены.
Линейные вагоны T3DC1 (поступили
03/2004)
№ |
Зав. № |
Постр. |
Списан |
Депо/Парк |
Примечание |
|
1003 |
165750 |
1977 |
08.2005 |
- |
до 03.2004 г. №118 в
Шверине |
СМЕ 1003+1003 |
1005 |
168685 |
1979 |
11.2004 |
- |
бывший № 1062
1062, до 03.2004 г. №125 в Шверине |
СМЕ 1062+1063, 1005+1005 |
1006 |
167725 |
1978 |
|
- |
ранее №1064,
до 03.2004 г. №122 в
Шверине |
СМЕ 1065+1065, 1006+1006 |
1008 |
165748 |
1977 |
|
- |
до 03.2004 г. №119 в
Шверине |
СМЕ 1008+1008 |
1010 |
165741 |
1977 |
|
- |
до 03.2004 г. №117 в
Шверине |
СМЕ 1058+1059, 1051+1057, 1010+1010 |
1021 |
168666 |
1979 |
|
- |
ранее №
1070, до 03.2004 г. №124 в
Шверине |
СМЕ 1070+1071, 1021+1021 |
1022 |
167729 |
1978 |
2007 |
- |
бывший № 1062 - 1034, до 03.2004 г. №121 в Шверине |
СМЕ 1034+1034, 1022+1022, списан как 1021 |
1025 |
168687 |
1979 |
|
- |
бывший № 1035, ранее №1051, №1058, до 03.2004 г. №127 в
Шверине |
СМЕ 1058+1059, 1051+1059, 1035+1035 |
1026 |
168677 |
1979 |
05.2008 |
- |
бывший № 1040, до 03.2004 г. №123 в Шверине |
СМЕ 1040+1026, 1028+1028, 1026+1026 |
1027 |
168667 |
1979 |
|
- |
бывший № 1060,
до 03.2004 г. №126 в Шверине |
СМЕ 1060+1059, 1060+1057 |
1028 |
167731 |
1978 |
07.2006 |
- |
бывший № 1038, до 03.2004 г. №120 в Шверине |
СМЕ 1038+1037, 1028+1028, 1026 |
1033 |
170723 |
1981 |
07.2006 |
- |
бывший № 1072, до 03.2004 г. №142 в Шверине |
СМЕ 1072+1073, 1033+1033 |
Линейные вагоны T3DC2
(поступили 03/2004)
№ |
Зав. № |
Постр. |
Списан |
Депо/Парк |
Примечание |
|
1003 |
165757 |
1977 |
2005 |
- |
03.2004 ex Шверин 218 |
СМЕ 1003+1003 |
1005 |
168686 |
1979 |
11.2004 |
- |
бывший № 1063, до 03.2004 г. №225 в Шверине |
СМЕ 1062+1063, 1005+1005 |
1006 |
167726 |
1978 |
2006 |
- |
ранее № 1065, до 03.2004 г. № 222 в Шверине |
СМЕ 1065+1065, 1006+1006 |
1008 |
167724 |
1979 |
2006 |
- |
03.2004 ex Шверин 219 |
СМЕ 1008+1008 |
1010 |
165755 |
1977 |
2006 |
- |
03.2004 ex Шверин 217 |
СМЕ 1058+1059, 1051+1057, 1010+1010 |
1021 |
|
1979 |
2006 |
- |
ранее № 1071, до 03.2004 г. № 224 в
Шверине |
СМЕ 1070+1071, 1021+1021 |
1022 |
167730 |
1978 |
2006 |
- |
бывший № 1034, до 03.2004 г. №221
в Шверине |
СМЕ 1034+1034, 1022+1022 |
1025 |
|
1979 |
2006 |
- |
бывший № 1035, ранее №1057, №1059,
до 03.2004 г. №227 в Шверине |
СМЕ 1058+1059, 1051+1059, 1035+1035 |
1026 |
|
1979 |
2005 |
- |
бывший № 1049,
1040, до 03.2004 г. №223 в Шверине |
СМЕ 1040+1026, 1028+1028, 1026+1026 |
1027 |
|
1979 |
2006 |
- |
бывший № 1061, до 03.2004 г. №226 в Шверине |
СМЕ 1060+1059, 1060+1057 |
1028 |
|
1978 |
2005 |
- |
бывший № 1038, до 03.2004 г. №220 в Шверине |
СМЕ 1038+1037, 1028+1028 |
1033 |
170724 |
1981 |
12.2005 |
- |
бывший № 1073, до 03.2004 г. №242 в Шверине |
СМЕ 1072+1073, 1033+1033 |
Вагоны Татра
Т3 из Хемница здесь
|