Трамваи из города Хемниц (одиночные)
Совершенной неожиданностью стало для
жителей города появление в марте 2002 года новых трамваев. Ни
телевидение, ни радио не сообщало об этом. Вагоны как из ниоткуда
появились на линиях. Но история их чрезвычайно интересна.
Это были пять вагонов Татра Т-3 из немецкого города Хемница. Однако,
эксплуатация Т3 могла начаться в городе гораздо раньше - уже в 1990
году были планы по закупкам хорошо зарекомендовавших себя в Ташкенте
Татр 3, однако руководство республики не допустило этой возможности
- только что были закуплены новые вагоны КТМ 5. Однако, в том же
1990 году решался вопрос о постройке депо №2 в районе Калкамана.
Возможно, к окончанию строительства парка, Алма-Ата начала бы
переходить на Чешские вагоны. Однако, развал советского союза срезал
эти планы накорню.
Пять Татр Т-3 1970 года выпуска. С самого начала они бегали по
улицам Хемница (ранее назывался Карл-Маркс Штадт). Ресурс свой они
отработали и прошли модернизацию на вагоноремонтном заводе города
Хемниц CVAG (Chemnitzer Verkehrs-Aktiengesellschaft) Модернизация -
улучшение и ремонт всего или отдельных частей вагона. Вагоны более
ранней модернизации, и соответственно более старые имели номера
401-497 и были 1968-1978 годов постройки. Более поздние вагоны
модернизировали позже и намного основательнее. У нас же курсируют
вагоны ранней модернизации.
В связи с постепенной сменой ПС Хемница вагоны более ранней
модернизации передаются в другие города. Точно такие же вагоны
Хемницкой модернизации имеются и в Уфе, и во Владикавказе.
Модернизации подвергся салон, борта и электрооборудование вагона.
Сиденья (вместо привычных жестких в КТ 4) мягкие, возле дверей и
кабины водителя закреплены деревянные планки. Вагон не сочлененный,
однако вместимость его довольно велика. Очень большие накопительные
площадки. У вагонов отсутствует вырез бортов над тележками. Вместо
него установлена откидывающаяся вверх защитная крышка. При этом
дизайн вагона стал намного лучше, а защитная крышка ничуть не
усложняет доступ к тележкам для их обслуживания.
Вагоны, несмотря на меньшую КЭС быстрее набирают скорость и в целом
быстрее КТ 4. Редукторы вагона Т3D отличаются от редукторов вагонов
других модификаций (Т3SU, Т3A и др.), они позволяют использовать
вагон на скоростях, не превышающих 55 км/ч (против 65 у T3SU),
однако тяговые качества вагона выше, что выгоднее в условиях
Алма-Аты. Единственными недостатками Татр Т-3, эксплуатируемых в
Алматы на сегодняшний день, являются холодный салон и недостаточное
пространство для колен между сиденьями салона.
Серьезно полюбили Татру Т-3D трамвайщики. Летом 2002 года был
заключен договор о приобретении еще пяти машин из города Хемница.
Вагоны пришли в город 15.10.2002, 22.20.2002 один из них №1055
(бывший №460) уже эксплуатировался на линии.
В целом, вагоны оказались не хуже ныне эксплуатирующихся Татр 3D.
Иерархия получения бортовых номеров также интересна: всего в Алматы
49 вагонов Татра КТ4. Номера первой партии вагонов Татра 3 были
следующими: 1051, 1052, 1053, 1054 (+445). В итоге, вагона №1050 не
было. До последнего времени. Вагон 459, прибывший из Хемница во
второй партии занял место вагона №1050. Остальные получили номера
соответственно: 1055, 1056, 1057. 1057 - пожалуй, самый интересный
вагон. Тележки, в отличие от других вагонов Татра 3 не закрыты
щитками, на бортах нанесена реклама завода CVAG, который и
производил модернизацию этих трамваев. Вагон №1056 (446) очень схож
с вагоном 445 (Х.н.). Также окрашен в желтый цвет, серая крыша.
Осенью 2003 на смену аварийному пескосыпательному вагону РСВ (база
вагон РВЗ) был переоборудован линейный вагон №1053. В салон
перенесли баки с песком, вагон перекрасили в желтый. Таким образом,
вагон №445 пока не переоборудовался.
Вагон несколько примитивнее в электросистеме: на пересечках и при
падении напряжения вследствии набора скорости лампы в салоне либо
тухнут, либо сильно тускнеют. В Татре КТ 4 этого не наблюдается -
даже на пересечках люминесцентные лампы питаются от аккумуляторах и
лишь незначительно сбавляют свою яркость. Оно и верно - лампы
накаливания в Татре Т-3 обычные бытовые (напряжение только 25
вольт), люминесцентные лампы же не переносят скачков напряжения.
Два вагона №1050 и 1055 также похожи. На обоих нанесена реклама
немецкого пива "Braustolз". Вагоны в хорошем состоянии.
В мае 2004 года было принято решение закупке еще 12 вагонов, на этот
раз выбор опять пал на Хемницкие трамваи. Одновременно с этим, были
установлены контакты со Шверином и установлена договоренность, что в
салонах трамваев также будут находится запчасти для вагонов из
Шверина. Пока Шверин подготавливал запасные части к отправке, в
Хемнице шла подготовка вагонов.
В город отправлялисю вагоны №466, 473-482, 496, всего 12 трамваев.
эти вагоны почти два года простояли в резерве для Уфы, вагон 496 был
еще и учебным трамваем, точнее вторым вагоном в учебном поезде.
В начале августа вагоны пришли в город, и с 18 августа их начали
перевозить в депо. Уже на месте появилась возможность подробнее
осмотреть вагоны. Конечно, степень модернизации гораздо ниже, чем у
Шверинских трамваев, кроме того Хемницкие вагоны были более
изношены, чем допустим те же вагоны 2002 года или ШВерины. Однако,
вцелом состояние вполне сносное, если не считать выцветшей краски.
После доставки в депо вагоны сразу же поставили в очередь на
перекраску. С начала августа ТУ проводило перекраску Шверинских
вагонов, свежеприбывшие вагоны подготавливались к перекраске наравне
со Шверинскими трамваями.
К середине сентября были перекрашены все свежедоставленные вагоны,
кроме 475 и 476 - их техническое состояние оказалось наихудшим и
решался вопрос об их дальнейшем использовании - планировалось
списать их на запчасти, но позже все-таки перекрасили и они ожидают
выхода на линию. Одновременно с этим перекраску перекраску прошли
все ходовые вагоны Т3 из ранних партий. Все вагоны перекрашивались
по единой схеме, которая использовалась на трамваях Шверина (см.
ниже), то есть - синяя крыша, белый борт, синий фальшборт "юбка" и
желтая полоса на уровне пола. Вагоны перекрашивались краскопультом в
специализированной покрасочной камере, имеющейся в депо.
В начале сентября 2004 года первый вагон под номером 1051
(предыдущий №1051 списан), бывший 481 вышел на линию. Вагон оказался
в прекрасном техническом состоянии, при этом новая окраска не
позволяла дать ему 30 с лишним лет. Позже были выпущены на линию
вагоны №1053 и №1049 (473 и 496 соответственно) и к ноябрю 2004 года
7 вагонов было на линии, три полностью готовы к выходу, но не
используются из-за юридических проблем и два вагона в процессе
подготовки. Последний вагон из партии вышел только к середине июня
2005 года, это 466 вагон без веских причин простоявший почти год под
номером 1063 в депо.
Спустя два года вагоны оказались довольно надежными, но опять же в
связи с большим сроком службы ожидается массовое списание техники, в
первую очередь вагонов первых двух партий.
Фотоотчет
разгрузки третьей партии вагонов Т3D из Хемница в Алма-Ате (15 фото)
Длина вагона |
14000 мм |
Ширина |
2500 мм |
Масса |
17300 кг |
Мест сид/всего |
29/82 |
Мощность |
4 двигателя по 45кВт |
Макс. скорость |
55 км/ч |
Электрооборудование |
РСУ, мотор-генератор |
Вагоны Татра Т3D используются с 2002 года и по
сей день. В связи с нехваткой запчастей, а также плохим техническим
состоянием некоторых вагонов, несколько трамваев Т3D были списаны по
прибытии или после некоторого времени эксплуатации на линии (они
отмечены красным).
Линейные вагоны
Номер |
Откуда,
прежний номер |
Год выпуска |
Заводской номер |
Дата
прибытия |
Дата списания |
1061 -1001 |
Хемниц, 476 |
1976 |
|
08.2004 |
08.2006 |
1002 |
Хемниц, 480 |
1976 |
|
08.2004 |
сгорел |
1004
- 1051 -
1004 |
Хемниц, 478 |
1976 |
|
08.2004 |
2009 |
1058 -1007 |
Хемниц, 477 |
1976 |
|
08.2004 |
действует |
1012 |
Хемниц, 482 |
1976 |
|
08.2004 |
действует |
1036 -
1015 |
Хемниц, 475 |
1976 |
|
08.2004 |
05.2008 |
1024 |
Хемниц, 474 |
1976 |
|
08.2004 |
весна 2007 |
1049 |
Хемниц, 496 |
1978 |
|
08.2004 |
|
1050
- 1028 |
Хемниц, 459 |
1976 |
|
10.2002 |
действует |
1051 |
Хемниц, 422 |
1970 |
|
02.2002 |
09.2003 |
1051 |
Хемниц, 481 |
1976 |
|
08.2004 |
осень 2007 |
1052
-
1037 |
Хемниц, 420 |
1970 |
|
02.2002 |
действует |
1053 -
спецвагон |
Хемниц, 423 |
1970 |
|
02.2002 |
08.2003, переоборудован в служебный |
1053 - 1036 -1053-1023 -
1053 |
Хемниц, 473 |
1976 |
|
08.2004 |
действует |
1054 |
Хемниц, 419 |
1970 |
|
02.2002 |
02.2005 |
1055 |
Хемниц, 460 |
1976 |
|
10.2002 |
04.2005 |
1063 - 1055 -
1020 |
Хемниц, 466 |
1976 |
|
08.2004 |
действует |
1056 |
Хемниц, 446 |
1974 |
|
10.2002 |
лето 2006 |
1057 |
Хемниц, 472 |
1976 |
|
10.2002 |
02.2004 |
1057 |
Хемниц, 479 |
1976 |
|
08.2004 |
|
-- |
Хемниц, 445 |
1974 |
|
02.2002 |
02.2002 |
-- |
Хемниц, 472 |
1976 |
|
02.2002 |
02.2002 |
Вагоны T3DC1 из
Шверина, прошедшие модернизацию, здесь
|