Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинский Трамвай. Tatra T3


Трамваи из города Хемниц (одиночные)

 Совершенной неожиданностью стало для жителей города появление в марте 2002 года новых трамваев. Ни телевидение, ни радио не сообщало об этом. Вагоны как из ниоткуда появились на линиях. Но история их чрезвычайно интересна.

Это были пять вагонов Татра Т-3 из немецкого города Хемница. Однако, эксплуатация Т3 могла начаться в городе гораздо раньше - уже в 1990 году были планы по закупкам хорошо зарекомендовавших себя в Ташкенте Татр 3, однако руководство республики не допустило этой возможности - только что были закуплены новые вагоны КТМ 5. Однако, в том же 1990 году решался вопрос о постройке депо №2 в районе Калкамана. Возможно, к окончанию строительства парка, Алма-Ата начала бы переходить на Чешские вагоны. Однако, развал советского союза срезал эти планы накорню.

Пять Татр Т-3 1970 года выпуска. С самого начала они бегали по улицам Хемница (ранее назывался Карл-Маркс Штадт). Ресурс свой они отработали и прошли модернизацию на вагоноремонтном заводе города Хемниц CVAG (Chemnitzer Verkehrs-Aktiengesellschaft) Модернизация - улучшение и ремонт всего или отдельных частей вагона. Вагоны более ранней модернизации, и соответственно более старые имели номера 401-497 и были 1968-1978 годов постройки. Более поздние вагоны модернизировали позже и намного основательнее. У нас же курсируют вагоны ранней модернизации.

В связи с постепенной сменой ПС Хемница вагоны более ранней модернизации передаются в другие города. Точно такие же вагоны Хемницкой модернизации имеются и в Уфе, и во Владикавказе.

Модернизации подвергся салон, борта и электрооборудование вагона. Сиденья (вместо привычных жестких в КТ 4) мягкие, возле дверей и кабины водителя закреплены деревянные планки. Вагон не сочлененный, однако вместимость его довольно велика. Очень большие накопительные площадки. У вагонов отсутствует вырез бортов над тележками. Вместо него установлена откидывающаяся вверх защитная крышка. При этом дизайн вагона стал намного лучше, а защитная крышка ничуть не усложняет доступ к тележкам для их обслуживания.

Вагоны, несмотря на меньшую КЭС быстрее набирают скорость и в целом быстрее КТ 4. Редукторы вагона Т3D отличаются от редукторов вагонов других модификаций (Т3SU, Т3A и др.), они позволяют использовать вагон на скоростях, не превышающих 55 км/ч (против 65 у T3SU), однако тяговые качества вагона выше, что выгоднее в условиях Алма-Аты. Единственными недостатками Татр Т-3, эксплуатируемых в Алматы на сегодняшний день, являются холодный салон и недостаточное пространство для колен между сиденьями салона.

Серьезно полюбили Татру Т-3D трамвайщики. Летом 2002 года был заключен договор о приобретении еще пяти машин из города Хемница. Вагоны пришли в город 15.10.2002, 22.20.2002 один из них №1055 (бывший №460) уже эксплуатировался на линии.

В целом, вагоны оказались не хуже ныне эксплуатирующихся Татр 3D. Иерархия получения бортовых номеров также интересна: всего в Алматы 49 вагонов Татра КТ4. Номера первой партии вагонов Татра 3 были следующими: 1051, 1052, 1053, 1054 (+445). В итоге, вагона №1050 не было. До последнего времени. Вагон 459, прибывший из Хемница во второй партии занял место вагона №1050. Остальные получили номера соответственно: 1055, 1056, 1057. 1057 - пожалуй, самый интересный вагон. Тележки, в отличие от других вагонов Татра 3 не закрыты щитками, на бортах нанесена реклама завода CVAG, который и производил модернизацию этих трамваев. Вагон №1056 (446) очень схож с вагоном 445 (Х.н.). Также окрашен в желтый цвет, серая крыша.

Осенью 2003 на смену аварийному пескосыпательному вагону РСВ (база вагон РВЗ) был переоборудован линейный вагон №1053. В салон перенесли баки с песком, вагон перекрасили в желтый. Таким образом, вагон №445 пока не переоборудовался.

Вагон несколько примитивнее в электросистеме: на пересечках и при падении напряжения вследствии набора скорости лампы в салоне либо тухнут, либо сильно тускнеют. В Татре КТ 4 этого не наблюдается - даже на пересечках люминесцентные лампы питаются от аккумуляторах и лишь незначительно сбавляют свою яркость. Оно и верно - лампы накаливания в Татре Т-3 обычные бытовые (напряжение только 25 вольт), люминесцентные лампы же не переносят скачков напряжения.

Два вагона №1050 и 1055 также похожи. На обоих нанесена реклама немецкого пива "Braustolз". Вагоны в хорошем состоянии.

В мае 2004 года было принято решение закупке еще 12 вагонов, на этот раз выбор опять пал на Хемницкие трамваи. Одновременно с этим, были установлены контакты со Шверином и установлена договоренность, что в салонах трамваев также будут находится запчасти для вагонов из Шверина. Пока Шверин подготавливал запасные части к отправке, в Хемнице шла подготовка вагонов.

В город отправлялисю вагоны №466, 473-482, 496, всего 12 трамваев. эти вагоны почти два года простояли в резерве для Уфы, вагон 496 был еще и учебным трамваем, точнее вторым вагоном в учебном поезде.

В начале августа вагоны пришли в город, и с 18 августа их начали перевозить в депо. Уже на месте появилась возможность подробнее осмотреть вагоны. Конечно, степень модернизации гораздо ниже, чем у Шверинских трамваев, кроме того Хемницкие вагоны были более изношены, чем допустим те же вагоны 2002 года или ШВерины. Однако, вцелом состояние вполне сносное, если не считать выцветшей краски.

После доставки в депо вагоны сразу же поставили в очередь на перекраску. С начала августа ТУ проводило перекраску Шверинских вагонов, свежеприбывшие вагоны подготавливались к перекраске наравне со Шверинскими трамваями.

К середине сентября были перекрашены все свежедоставленные вагоны, кроме 475 и 476 - их техническое состояние оказалось наихудшим и решался вопрос об их дальнейшем использовании - планировалось списать их на запчасти, но позже все-таки перекрасили и они ожидают выхода на линию. Одновременно с этим перекраску перекраску прошли все ходовые вагоны Т3 из ранних партий. Все вагоны перекрашивались по единой схеме, которая использовалась на трамваях Шверина (см. ниже), то есть - синяя крыша, белый борт, синий фальшборт "юбка" и желтая полоса на уровне пола. Вагоны перекрашивались краскопультом в специализированной покрасочной камере, имеющейся в депо.

В начале сентября 2004 года первый вагон под номером 1051 (предыдущий №1051 списан), бывший 481 вышел на линию. Вагон оказался в прекрасном техническом состоянии, при этом новая окраска не позволяла дать ему 30 с лишним лет. Позже были выпущены на линию вагоны №1053 и №1049 (473 и 496 соответственно) и к ноябрю 2004 года 7 вагонов было на линии, три полностью готовы к выходу, но не используются из-за юридических проблем и два вагона в процессе подготовки. Последний вагон из партии вышел только к середине июня 2005 года, это 466 вагон без веских причин простоявший почти год под номером 1063 в депо.

Спустя два года вагоны оказались довольно надежными, но опять же в связи с большим сроком службы ожидается массовое списание техники, в первую очередь вагонов первых двух партий.

Фотоотчет разгрузки третьей партии вагонов Т3D из Хемница в Алма-Ате (15 фото)

 

Длина вагона 14000 мм
Ширина 2500 мм
Масса 17300 кг
Мест сид/всего 29/82
Мощность 4 двигателя по 45кВт
Макс. скорость 55 км/ч
Электрооборудование РСУ, мотор-генератор


 

Вагоны Татра Т3D используются с 2002 года и по сей день. В связи с нехваткой запчастей, а также плохим техническим состоянием некоторых вагонов, несколько трамваев Т3D были списаны по прибытии или после некоторого времени эксплуатации на линии (они отмечены красным).

Линейные вагоны

 
Номер
Откуда,
прежний номер
Год выпуска
Заводской номер
Дата
прибытия
Дата списания
1061 -1001
Хемниц, 476
1976  
08.2004
08.2006
1002
Хемниц, 480
1976  
08.2004
сгорел
1004 - 1051 - 1004
Хемниц, 478
1976  
08.2004
2009
1058 -1007
Хемниц, 477
1976  
08.2004
действует
1012
Хемниц, 482
1976  
08.2004
действует
1036 - 1015
Хемниц, 475
1976  
08.2004
05.2008
1024
Хемниц, 474
1976  
08.2004
весна 2007
1049
Хемниц, 496
1978  
08.2004
 
1050 - 1028
Хемниц, 459
1976  
10.2002
действует
1051
Хемниц, 422
1970  
02.2002
09.2003
1051
Хемниц, 481
1976  
08.2004
осень 2007
1052 - 1037
Хемниц, 420
1970  
02.2002
действует
1053 - спецвагон
Хемниц, 423
1970  
02.2002
08.2003, переоборудован в служебный
 
1053 - 1036 -1053-1023 - 1053
Хемниц, 473
1976  
08.2004
действует
1054
Хемниц, 419
1970  

02.2002

02.2005

1055
Хемниц, 460
1976  
10.2002
04.2005
1063 - 1055 - 1020
Хемниц, 466
1976  
08.2004
действует
1056
Хемниц, 446
1974  
10.2002
лето 2006
1057
Хемниц, 472
1976  
10.2002
02.2004
1057
Хемниц, 479
1976  
08.2004
 
--
Хемниц, 445
1974  
02.2002
02.2002
--
Хемниц, 472
1976  
02.2002
02.2002
 

Вагоны T3DC1 из Шверина, прошедшие модернизацию, здесь

 

Авторы Константин Гладышев, Амир Нургалиев, Максим Гольбрайхт, Ааре Оландер, Михаил Уткин. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Hosted by uCoz